Бесстрашный сын казахской земли с первых же дней пребывания на фронте зарекомендовал себя как настоящий рыцарь неба. И хотя летчики-штурмовики не сражались с самолетами врага, их задачей было атаковать войска противника на земле, вскоре на его счету оказался и сбитый самолет. Вот как описывает этот эпизод в своей книге «Битва в небе», сам Талгат Бигельдинов: «Вижу, что 2 самолёта из переднего звена, охваченные пламенем, ринулись вниз, тут же сбили и третий самолёт первого звена. Крайнее левое звено «Ильюшиных», сделав хитрый маневр, атаковало цель и, петляя по перелескам, ушло. Наша тройка осталась одна. Ведущий, старший сержант Петько, подал команду приготовиться к атаке. В момент атаки он был сбит, запылал самолет и сержанта Шишкина. Я остался один. Именно один, ибо полетел на задание без стрелка... Передо мной оказалась цель. Атаковал злосчастную Горушку, над которой только что потерял пятерых друзей, и, сделав левый разворот, вышел на бреющем к болоту. Теперь предстояло идти домой. Но не успел я опомниться, как впереди справа прошла пулемётная трасса.
Пока я соображал, что к чему, ещё одна трасса прошла прямо перед фонарём. Быстро повернул голову и увидел: меня атакует истребитель противника. «Мессер» вёл себя предельно нагло. Вовсе не заботясь о защите, он атаковал меня с разных сторон, но безрезультатно. «Так может и убить», - подумал я. Начал выполнять виражи, стараясь уйти на свою территорию. Высота была небольшая, и снизу я был защищён. Спереди немец подходить боялся - знал силу лобового огня штурмовика. Скорость у меня меньше, значит и радиус виража мал. «Мессер» всё норовит пристроиться сзади.
Внезапно мне пришла в голову мысль: «А почему, собственно, я только о спасении думаю? Почему сам не атакую противника?» Правда, случая воздушного боя штурмовика с истребителем противника ещё не бывало. При встрече нам предписывалось уходить на бреющем полете, бой не принимать. Немец совершенно обнаглел. Высокая скорость сейчас была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почему-то взбесило меня. Ну, думаю, гад, я тебе не котёнок беззащитный!
Резко развернул машину в сторону самолёта противника, взял ручку на себя. «Мессер» в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на все гашетки. Вижу, как трассы вонзаются в истребитель. Кажется, проходит целая вечность. Но вот «Мессер» задымил, свалился на крыло и пошёл к земле! Летчик оказался опытный: сумел выровнять горящий самолёт и плюхнулся в сугроб. Мой штурмовик от потери скорости тоже оказался в штопорном положении. Кое - как выровнял машину, набрал скорость, снизился.
Делаю разворот и вижу, как к истребителю с автоматами бегут наши солдаты. Теперь можно идти домой. И тут чувствую вдруг, что силы мои иссякли. Всё тело покрыто липким потом. И самолёт ведёт себя ненормально - повреждены руль поворота и глубины, пробиты пулей водомаслорадиаторы.
С трудом дотянул до аэродрома и сел. Открыл фонарь и буквально упал на руки летчиков, плотным кольцом окруживших мою машину. Подошел командир полка. Я доложил ему о бое, о 5 сбитых немцами штурмовиках, но о своем поединке с «Мессером», почему-то, умолчал. Опустив головы, все слушали мой рассказ. Осмотрев позднее свою израненную машину, я понял, что и сам только чудом остался жив...»
Всего за 2 года войны Талгат Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, проведя в воздухе без малого 500 часов, уничтожил 21 танк, 5 самоходных артиллерийских установок, 7 самолётов в воздухе (5 лично и 2 в группе ) и 5 на земле, 37 автомобилей, 2 локомотива, 7 вагонов с войсками и техникой.
В июне 1945 года он принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.
Бесстрашный батыр часто говорил, что в ни в какие приметы никогда не верил, и его самолет под номером 13 может служит тому подтверждением. Однако молитву, которой научила его еще прабабушка, про себя он читал перед каждым вылетом.
В мирное время, Талгат Якупбекович продолжил службу в ВВС, затем работал в гражданской авиации. Умер 10 ноября 2014 года.
По материалам музея боевой славы Новосельской школы и официальной страницы акимата Енбекшиказахского района.
#80летиеосвобождения